суббота, 10 ноября 2012 г.

3 шага в построении лохотрона

Преамбула

А вы когда-нибудь задумывались, как распознать лохотрон? Мы ведь не можем знать всех лохотронщиков в лицо - их тысячи. К тому же, постоянно появляются новые. Как же уберечь себя и не стать жертвой?
Исследуя сотни различных видов мошенничества, я выделил некоторые характерные особенности, присущие подавляющему большенству разводов. И эти особенности сложились у меня в нечто, похожее на шаблон, лекало, каркас - основа, которую берут лохотронщики, строя свой план. В этом каркасе я выделил три ключевых шага, о которых и хочу рассказать в этой статье. Поехали.

Шаг 1. Наживка

Первое, что нужно сделать лохотронщику - это заинтересовать потенциального клиента. И сделать это надо быстро, пока клиент не исчез из поля зрения. Обычно это делается короткой, веской фразой, цепляющей психилогические шаблоны, страхи или мечты.
- Надоело работать на дядю?
- Сенсация! Ученые открыли способ определить дату вашей смерти.
- Хотите зарабатывать от 1000$ в неделю, не напрягаясь?
- Ваша учетная запись заблокирована!
- Вы наш 1000-й посетитель и мы дарим вам 1000 рублей!
Предположим, вы заинтересовались. Это нормально и это еще не значит, что вы лох - ведь цепляющий заголовок - это залог успеха любой статьи. Итак вы читаете/смотрите видео/слушаете дальше.

Шаг 2. Засрать мозг Псевдополезная информация

На втором шаге вы ожидаете увидеть подробности того, что прочитали на первом шаге. Однако, вместо этих подробностей, вы получите совершенно бесполезную для вас информацию - ведь у того, кто правит балом, другие цели. На этом шаге вас попытаются затянуть как можно глубже, не дав никакой реально нужной информации. Самые распространенные приемы на этом шаге:

  • Рассказать о компании. Вам начинают рассказывать о том, что компания на рынке давно, что она сотрудничает с известными западными компаниями, что у нее филиалы по всему миру, приведут кучу ненужных вам цифр, дат и событий - все это делается для увеличения степени доверия к проекту. В самом деле, не может же обманывать контора, которая сотрудничает с такими известными корпорациями.
  • Рассказать о преимуществах. О нет - не о преимуществах данного проекта. А о преимуществах того, что вам предложили в заголовке. К примеру, вам могут рассказать, как здорово быть финансово независимым. Как классно получать штуку баксов в день и ездить на хорошей дорогой тачке. Идиотизм? А вот и нет - это тонкий психологический прием - вам рассказывают то, с чем вы заведомо согласны. Таким образом, вы подсознательно начинаете чувствовать себя "на одной волне" с мошенником.
  • Пройдите тест. Вам, так же, могут предложить пройти длинный тест. Это тоже приобщает вас к процессу. К тому же, вы тратите на тест время и у вас срабатывает шаблон "уже начала - поздно поворачивать назад".
  • Прочая муть. Разумеется, могут быть и другие варианты. Однако, смысл у них один - повысить ваше доверие, не давая полезную информацию.
На этом шаге уже можно отсеять кучу лохотронов - если вы прочитали кучу текста, а так толком и не поняли, что вам предлагают, то это верный признак мошенничества.

Шаг 3. Развод

Итак, предположим, что вы таки прошли первые два шага и успешно подошли к финишу. Что ж - пора сделать то, ради чего все затевалось. Как правило, целью является получение денег с клиента. Разумеется, сделать это надо как можно более мягко и завуалировано. Например, вам могут предложить пройти длинную регистрацию, в середине которой будет "Подтверждение вашего телефона по СМС" или оплата какой-либо незначительной комиссии. Или вам могут предложить прислать материалы на почту, написав, что для этого вам необходимо оплатить почтовую пересылку. Варианты тут могут быть самые разные - будьте внимательны.

Двух шаговый лохотрон

Кроме классической схемы, описанной выше, существует укороченный вариант мошенничества, в котором второй шаг пропускается. Другими словами, все сводится к двум шагам:
  1. Почему вы должны платить? Вам объясняют, почему вы должны заплатить деньги.
  2. Как заплатить? Вам говорят/пишут, как именно вы должны заплатить деньги.
Понятное дело, что в этом случае первый шаг должен быть гораздо более эмоционально наполненным, чем в классическом варианте - ведь его цель получить деньги, а не просто заинтересовать вас и мотивировать на переход ко второму шагу. И, конечно же, двух шаговый лохотрон требует гораздо больше изобретательности от его создателей. Часто, тут так же появляется нулевой шаг - подготовительный. Но охарактеризовать его в общем виде я не могу - на этапе подготовки может быть все, что угодно.

Классические примеры

В интернете
  • Была зафиксирована попытка взлома вашего аккаунта в соц. сети (одноклассники, вконтакте и др.). Что бы уберечь ваши данные от взлома, аккаунт был заблокирован. Для разблокировки, отправьте СМС на номер xxxx с текстом xxxxxxxxx.
  • Отправьте деньги на кошелек xxxxxx и вам вернется в два/три/пять раз больше.
  • Предложение купить какой-либо товар в виде "утром деньги, вечером стулья".
По телефону
  • СМС вида "Мама/Папа/Брат у меня проблемы, кинь чуть денег на этот номер. Потом объясню"
  • Вам приходят деньги на телефон (рублей 100-200). Следом идет звонок или СМС вида "Я перепутал номер, хотел себе положить. Руки у меня кривые и все такое. Ну вы ведь честный человек?". В общем, вас уламывают отправить "человеку с кривыми руками" аналогичную сумму. После чего мошенник просто отзывает свой платеж.
В реальности
Когда мошенник общается с вами в живую, то вариантов становится бесконечно много и они уже сильно завязываются на личных качествах и профессионализме лохотронщика. Самые распространенные варианты - это, всем известные, лотереи. Так же, очень широкое распространение получил вариант "Подарка", в котором вам сообщают, что вы получаете подарок по акции, а затем уточняют, что за подарок придется все-таки заплатить, но не полную цену.

Ну, а что бы закончить на оптимистической ноте, предлагаю вашему вниманию заметку, честно сворованную с юридического форума. Итак "мошенник против юриста".

2 комментария:

  1. Вот вроде всем известные истины, и уверенность- уж со мной такого точно не случится. А ведь случалось же,и не раз и не два.. И понимаешь чувствуешь, что тебя дурят,но очень надо,хочешь верить и остановиться уже не можешь.Особенно на здоровье спекулируют-предлагают "безвредную" таблетку,вместо хим.препарата,которая тебе непременно поможет. И ты вступаешь в диалог с мошенником,чтоб развеять свои "ненужные" сомнения,он тебе улыбается,сочувствует и дурит

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бизнес лекарств - это вообще "мегаклоака". Тут крутятся огромные деньги и лохотроны строятся так искусно, что можно прожить годы и потратить целое состояние, пока поймешь, что тебя дурят. К примеру, тут процветает такой вариант лохотрона: берут какое-нибудь лекарство и налаживают его производство в огромных количествах. Только с одним маленьким нюансом - лекарству дают новое название, новую упаковку, новую рекламу и, конечно же, новую цену (раз эдак в 10 больше старой). А потом делается простой финт - медикам кидают "откат" и поликлиники крупных городов начинают выписывать рецепты. Такой вариант лохотрона может существовать годами. Простой человек (лох) смотрит рекламу по телевизору, видит лекарство в рецепте, приходит за ним в аптеку, покупает.. и, о чудо! голова прошла, она больше не болит! И человек даже не догадывается, что за 2345 рублей купил обычный цитромон.

      Удалить