четверг, 21 января 2016 г.

Квас из чайного гриба


Предисловие

На улице было жарко, солнце шпарило, как никогда. Я подошел к холодильнику с мыслью глотнуть чего-нибудь прохладного. Сок - слишком сладкий, квас из магазина с каким-то подозрительным привкусом, кола... Кола? Кто запихнул в мой холодильник эту дрянь? Я набрал стакан холодной воды из крана. Несмотря на жару, она оказалась реально холодной...

Вот как-то так, держа в руке граненый стакан с холодной водой, я и вспомнил о чайном грибе. Естественно, в то время я о нем не знал ничего, кроме того, что где-то когда-то видел у кого-то на подоконнике и, вроде как, даже пробовал на вкус. Однако в век интернета такая нехватка знаний уже не пугает - я рассчитывал получить всю необходимую информацию минут за 10-15. "Ок, гугл...". Но все оказалось не настолько гладко, как хотелось бы. Из интернета я узнал о том, что чайный гриб еще и полезный, прочитал длинный перечень болезней, при которых рекомендуется его пить. А, так же, совсем небольшой список случаев, когда пить не стоит. А вот сама инструкция по выращиванию и уходу приводилась как-то вскользь, с упущением ряда деталей, до которых потом пришлось доходить самому методом "проб и ошибок". Сейчас, оглядываясь назад и вспоминая свои эксперименты, я решил написать ту самую инструкцию, которую искал в сети несколько лет назад.

Первый блин комом

Так как знакомых с грибом у меня не нашлось, то я решил попробовать вырастить его "с нуля". В теории все казалось просто и понятно. Завариваем чай покрепче, добавляем сахара побольше, все это тщательно перемешиваем, ставим в теплое место и "забываем" на пару-тройку месяцев. Однако, на практике, то что у меня получилось, гриб напоминало весьма слабо, постоянно покрывалось слоем плесени, а расти вообще не хотело. В итоге, после нескольких неудачных попыток, я так и не смог получить приемлемый результат.

Где взять готовый гриб?

После неудач с получением гриба непосредственно из чая, я задумался, где достать готовую "заготовку". И тут я вспомнил про интернет-барахолки типа "avito". Оказалось, что в интернете найти "заготовку" реально можно. Причем, цена на нее колебалась от 50 до 500 рублей. Выбрав продавца поближе к дому, я взял телефон и уже на следующий день стал обладателем этого чуда. Хм... Стоило ли столько долбаться из-за 200 рублей? Впрочем, это было интересно.

Рецепт по шагам

После того, как я принес гриб домой, остался еще целый ряд вопросов – сколько, чего и как лить, сколько выдерживать, где и т. д. Конечно, некоторое базовое представление о том, что надо делать, у меня уже имелось. Однако многих нюансов я еще не понимал. Сейчас, оглядываясь назад и суммируя полученный опыт… ну ладно, ладно – перейдем к сути.

Шаг 1. Готовим чай

Нам понадобится:
  • трехлитровая банка
  • марля
  • резинка (типа той, что перетягивают пачки денег)
  • чай
  • сахар
  • гриб.
Для начала, подготовим 2-2,5 литра (банку до краев заполнять не надо) крепкого чая. Чай может быть практически любой – черный или зеленый, в пакетиках или заваренный в обычном чайнике. Его крепость должна получиться немного выше, чем обычный чай, который вы привыкли пить (не чайфир). Если вы заварили его в заварнике, то необходимо тщательно отфильтровать чаинки – гриб их не любит. Далее добавляем сахар – на трехлитровую банку кладем примерно 7-10 столовых ложек. Перемешиваем – кристаллики сахара могут поранить наш гриб, поэтому мешаем хорошо. Полученный сладкий чай заливаем в трехлитровую банку. Сверху аккуратно заталкиваем наш гриб. Накрываем банку марлей, закрепив ее с помощью резинки – нашему грибу нужно будет дышать, а оставлять банку совсем открытой нельзя – заведутся мошки.

Шаг 2. Настаиваем

Банку с грибом убираем примерно на 1-2 недели. Настаивается гриб при комнатной температуре. К свету он равнодушен – можно держать банку как при обычном освещении (например, на столе), так и в закрытом от света месте (например, в тумбочке). Однако, прямые солнечные лучи гриб не любит, поэтому я не рекомендую держать его на подоконнике.

Шаг 3. Сливаем и промываем

После того, как гриб настоялся (через 1-2 недели после того, как мы его залили), полученный квас необходимо слить, а сам гриб залить свежим чаем. Для этого нам понадобится:
  • чистая тара с герметично завинчивающимися крышками
  • Воронка
  • Марля
  • Пиала или глубокая тарелка
Из воронки и марли соорудим фильтр, через который процедим полученный квас, одновременно переливая его в заранее подготовленную тару. В качестве тары я использую пластиковые бутылки – мне этот вариант кажется наиболее удобным, но, разумеется, это не принципиально. После того, как вы сольете весь квас, гриб останется на дне банки (если он еще маленький и будет выпадать во время слива, то просто вытащите его сразу и переложите в пиалу) – аккуратно вытряхните его в пиалу. После чего промойте гриб под краном теплой или слегка прохладной водой (ни в коем случае – не горячей), затем положите обратно в пиалу, залейте такой же водой и оставьте поплавать, пока готовите новый чай. Тару с квасом закупорьте пробками. Переходите к шагу 1.

Шаг 4. Уже можно пить?

В принципе, квас готов и пить его уже можно. Но можно выполнить еще пару мини-шагов, дабы довести его до совершенства. После того, как я слил квас и закупорил пробку, я ставлю бутылки в теплое место примерно на 5-7 дней. Это позволяет оставшимся частичкам гриба доиграть до конца. А так как пробка закрыта герметично, то квас в это время газируется и приобретает резкость. Ну и последнее – это, конечно же, охладить наш квас. Честно говоря, теплый он мне вообще не очень нравится.

Маленькие хитрости

Ну и напоследок, уточним некоторые нюансы.

Количество сахара

Как я писал выше, на трехлитровую банку кладется 7-10 столовых ложек сахара. При этом, качественно вкус кваса не сильно зависит от количества сахара. Однако, от количества зависит насыщенность вкуса. Чем больше сахара, тем более ярко выраженными получаются как кислая, так и сладкая составляющие.

Время настаивания

Пока гриб еще совсем молодой и маленький, то «кушает» он еще медленно и время настаивания, соответственно должно быть выше (2 недели и больше). По мере роста гриба, это время будет уменьшаться и, для полноценного взрослого экземпляра в несколько слоев, оно будет составлять примерно неделю. Контролируется это время по балансу кислого и сладкого (на вкус - пробуйте). Если передержать, то будет сильно кислым, если недодержать – то переслащенным.

Виды чая

Вид чая не оказывает сильного влияния на конечный результат, однако легкий оттенок во вкусе и запахе все же ощущается. К примеру, вы можете добавить в чай свои любимые травки, попробовать фруктовый чай или вообще заварить шиповник – на процесс, описанный выше, это никак не влияет, поэтому ориентируйтесь исключительно по своим вкусовым предпочтениям. Исключение составляет чай «каркаде» - если добавить его в заварку, то результат получается значительно кислее обычного. Если приготовить заварку из чистого «каркаде», то вкус будет напоминать уксус. В общем, сильно на любителя. Сам я люблю добавить пару листочков такого чай – квас приобретает красный цвет и, на мой взгляд, интересный вкус.

Всем удачных экспериментов. Если появятся вопросы – пишите в комментарии – постараюсь ответить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий